ВоспитательВинокурова Любовь Даниловна
Детский сад №49 "Лучик" г. Якутск
Привлечение родителей (законных представителей) к образовательной деятельности
Работа с родителями
Семья и ДОУ два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребёнка необходимо их тесное сотрудничество, взаимодействие.
Цель:
Задачи:
Основные формы взаимодействия с семьей
Знакомство с семьей: встречи-знакомства, посещение семей, анкетирование семей.Информирование родителей о ходе образовательного процесса: дни открытых дверей, индивидуальные и групповые консультации, родительские собрания, оформление информационных стендов, организация выставок детского творчества, приглашение родителей на детские концерты и праздники, создание памяток.
Образование родителей: организация «материнской/отцовской школы», «школы для родителей» (лекции, семинары, семинары-практикумы), проведение мастер-классов, тренингов, создание библиотеки (медиатеки).
Совместная деятельность: привлечение родителей к организации вечеров музыки и поэзии, гостиных, конкурсов, концертов семейного воскресного абонемента, маршрутов выходного дня (в театр, музей, библиотеку и пр.), семейных объединений (клуб, студия, секция), семейных праздников, прогулок, экскурсий, семейного театра, к участию в детской исследовательской и проектной деятельности.
Содержание направлений работы с семьей по образовательным областям
«Здоровье»
Объяснять родителям, как образ жизни семьи воздействует на здоровье ребенка.Информировать родителей о факторах, влияющих на физическое здоровье ребенка (спокойное общение, питание, закаливание, движения). Рассказывать о действии негативных факторов (переохлаждение, перегревание, перекармливание и др.), наносящих непоправимый вред здоровью малыша. Помогать родителям сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье ребенка.
Образовательная область «Физическая культура»
Разъяснять родителям (через оформление соответствующего раздела в «уголке для родителей», на родительских собраниях, в личных беседах, рекомендуя соответствующую литературу) необходимость создания в семье предпосылок для полноценного физического развития ребенка.
«Безопасность»
Показывать родителям значение развития экологического сознания как условия всеобщей выживаемости природы, семьи, отельного человека, всего человечества.
Знакомить родителей с опасными для здоровья ребенка ситуациями, возникающими дома, на даче, на дороге, в лесу, у водоема, и способами поведения в них. Направлять внимание родителей на развитие у детей способности видеть, осознавать и избегать опасности.
Образовательная область «Социализация»
Знакомить родителей с достижениями и трудностями общественного воспитания в детском саду. Показывать родителям значение матери, отца, а также дедушек и бабушек, воспитателей, детей (сверстников, младших и старших детей) в развитии взаимодействия ребенка с социумом, понимания социальных норм поведения. Подчеркивать ценность каждого ребенка для общества вне зависимости от его индивидуальных особенностей и этнической принадлежности.
Заинтересовывать родителей в развитии игровой деятельности детей, обеспечивающей успешную социализацию, усвоение тендерного поведения.
«Труд»
Изучать традиции трудового воспитания, сложившиеся и развивающиеся в семьях воспитанников. Знакомить родителей с возможностями трудового воспитания в семье и детском саду; показывать необходимость навыков самообслуживания, помощи взрослым, наличия у ребенка домашних обязанностей. Знакомить с лучшим опытом семейного трудового воспитания посредством выставок, мастер-классов и других форм взаимодействия. Образовательная область «Познание»
Обращать внимание родителей на возможности интеллектуального развития ребенка в семье и детском саду.
Ориентировать родителей на развитие у ребенка потребности к познанию, общению со взрослыми и сверстниками. Обращать их внимание на ценность детских вопросов. Побуждать находить на них ответы посредством совместных с ребенком наблюдений, экспериментов, размышлений, чтения художественной и познавательной литературы, просмотра художественных, документальных видеофильмов.
«Коммуникация»
Изучать особенности общения взрослых с детьми в семье. Обращать внимание родителей на возможности развития коммуникативной сферы ребенка в семье и детском саду.
Рекомендовать родителям использовать каждую возможность для общения с ребенком, поводом для которого могут стать любые события и связанные с ними эмоциональные состояния, достижения и трудности ребенка в развитии взаимодействия с миром и др.
«Чтение художественной литературы»
Показывать родителям ценность домашнего чтения, выступающего способом развития пассивного и активного словаря ребенка, словесного творчества.
Рекомендовать родителям произведения, определяющие круг семейного чтения в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями ребенка. Показывать методы и приемы ознакомления ребенка с художественной литературой.
Привлекать родителей к проектной деятельности (особенно на стадии оформления альбомов, газет, журналов, книг, проиллюстрированных вместе с детьми). Побуждать поддерживать детское сочинительство.
Образовательная область «Художественное творчество»
На примере лучших образцов семейного воспитания показывать родителям актуальность развития интереса к эстетической стороне окружающей действительности, раннего развития творческих способностей детей. Знакомить с возможностями детского сада, а также близлежащих учреждений дополнительного образования и культуры в художественном воспитании детей.
«Музыка»
Знакомить родителей с возможностями детского сада, а также близлежащих учреждений дополнительного образования и культуры в музыкальном воспитании детей.
Привлекать родителей к разнообразным формам совместной музыкально-художественной деятельности с детьми в детском саду, способствующим возникновению ярких эмоций, творческого вдохновения, развитию общения (семейные праздники, концерты, занятия в театральной и вокальной студиях). Организовывать в детском саду встречи родителей и детей с музыкантами и композиторами, фестивали, музыкально-литературные вечера.
Перспективный план работы с родителями
Старшей группы "Солнышко"
Месяц | Тематика | Формы проведения | Ответственные |
Сентябрь | - Оформление родительского уголка по теме «День знаний»; - Информирование родителей о ходе образовательного процесса; - Наблюдения за сезонными изменениями в природе; - Знакомство родителей с формами работы дошкольного учреждения по проблеме безопасности; - Информирование родителей о возрастных особенностях детей; - Начало учебного года. | Беседы (индивид-но) Консультации (индив-но) Организация родителей – работа ребенка с родителем Стендовая работа Консультация | Воспитатели Родители Мед. персонал Администрация |
Октябрь | - Оформление родительского уголка по теме «Осень»; - Информирование родителей о ходе образовательного процесса; - Наблюдения за сезонными изменениями в природе; - Выставка рисунков «Осень золотая»; - Как научит ребенка наблюдать за дорогой; - Совместная деятельность работы с детьми по ППД; - Поделки по теме "Золотая осень"; - Тематический праздник «До свидания, Осень!» | Беседы (индивид-но) Консультации (индив-но) Развлечение Ярмарка Привлечение родителей к совместной деятельности | Воспитатели Музыкальный руководитель Родители |
Ноябрь | - Оформление родительского уголка по теме «Зима»; - Информирование родителей о ходе образовательного процесса; - Юный чтец к 100-летию дошкольного образования "Мой любимый детский сад!"; - Наблюдения за зимней природой, погодой, явлениями, изменениями в природе; - Тематический праздник ко Дню матери; - Дистанционный городскойсмотр-конкурс поделок по ПДД «Дорожный калейдоскоп». | Беседы (индивид-но) Консультации (индив-но) Привлечение родителей к совместной деятельности Развлечение | Воспитатели Родители Музыкальный руководитель |
Декабрь | - Оформление родительского уголка по теме «Новый год»; - Зима – новый год; - Информирование родителей о ходе образовательного процесса; - Проектная деятельность в старшем дошкольном возрасте к 100-летию дошкольного образования "Детский сад будущего"; - Конкурс новогодних поделок; - Разучивание песен, стихов, изготовление новогодней атрибутики, елочных украшений, карнавальных костюмов; - Оформление зала по теме праздника – утренника, проведению новогоднего праздника. | Беседы (индивид-но) Консультации (индив-но) Поделки Привлечение родителей к совместной деятельности Новогодний утренник | Воспитатели Родители Музыкальный руководитель Хореограф |
Январь | - Информирование родителей о ходе образовательного процесса; - Наблюдения за зимней природой, погодой, явлениями, изменениями в природе; - Ориентирование родителей в выборе художественных и мультипликационных фильмов, направленных на развитие художественного вкуса ребенка; - "Законы безопасного движения"; - Профилактика заболеванийдетей; - Неделя здоровья - спортивные развлечения. | Беседы (индивид-но) Консультации (индив-но) Привлечение родителей к совместной деятельности развлечение Памятка для родителей Стендовая работа Информация | Воспитатели родители Мед. персонал Музыкальный руководитель Хореограф |
Февраль | - Оформление родительского уголка по теме «День защитников отечества»; - Информирование родителей о ходе образовательного процесса; -" Как научить ребенка безопасному поведению на улице"; - Конкурс Лэпбуков «Природа РС(Я)»; - Тематический праздник ко Дню защитников Отечества; - Подготовка к 8 марта. | Беседы (индивид-но) Консультации (индив-но) Привлечение родителей к совместной деятельности Консультация Наглядный материал Развлечение | Воспитатели Родители, Музыкальный руководитель Хореограф Инструктор по ФИЗО |
Март | - Оформление родительского уголка по теме «Международный женский день»; - Информирование родителей о ходе образовательного процесса; - Наблюдения за сезонными изменениями в природе; - Тематический праздник 8 марта; - Масленница; - Конкурс поделок «Покорения космоса». | Беседы (индивид-но) Консультации (индив-но) Привлечение родителей к совместной деятельности Развлечение Выставка работ детей с родителями | Воспитатели Родители Музыкальный руководитель Хореограф ПДО по ДИП «Сонор» |
Апрель | - Оформление родительского уголка по теме «Весна»; - Информирование родителей о ходе образовательного процесса; - Наблюдения за сезонными изменениями в природ;. - Акция «Огород на окошке»; - Конкурс поделок «Покорения космоса». | Беседы (индивид-но) Консультации (индив-но) Привлечение родителей к совместной деятельности Выставка рисунков | Воспитатели Родители Учитель –логопед ПДО по ИЗО |
Май | - Оформление родительского уголка по теме «9 мая»; - Информирование родителей о ходе образовательного процесса; - Выставка рисунков «Праздник 9 мая – память всегда»; - Коллаж ко Дню Победы "Этих дней не смолкнет слава..." | Беседы (индивид-но) Консультации (индив-но) Родительское собрание Привлечение родителей к совместной деятельности Консультация Утренник Конкурсы, развлечения, соревнования | Воспитатели Родители |
Самоотчет по работе с родителями
В качестве педагогической пропаганды в нашей группе создан наглядно-демонстрационный стенд «Для Вас, родители». Там размещаются советы и рекомендации по вопросам воспитания, также даны информационные объявления. В наших планах в следующем учебном году изменить стенд родительского уголка на более современный.
В течение года мы активно сотрудничали с родителями, используя разные формы работы:
Надо отметить, что все родители нашей группы принимали активное участие в различных конкурсах как внутри ДОУ, так и в городских, республиканских.
Ежемесячно проводились тематические мероприятия.
Октябрь | При поддержке родителей организовали тематическое занятие ко Дню пожилых. Провели конкурс поделок «Здравствуй, осень золотая!», родители помогли организовать выставку-ярмарку «Дары осени» из цветов, плодов и овощей. Участвовали в конкурсе чтецов «Дарю тебе нежность». Совместно с родителями организовали «Уголок экспериментирования» заняли 2 место в смотре-конкурсе «Лучший уголок природы». |
Ноябрь | Ко Дню отца в группе организовали выставку «Знакомьтесь – это папа мой: он рыцарь, джентльмен, герой!», к выставке дети с помощью родителей составили небольшие рассказы о своих папах. Совместно с муз. руководителем была создана вокальный ансамбль «Конфетти» - участвовали в республиканском фестивале «Бриллиантовые нотки» и «Единение». |
Декабрь | Конкурс поделок «Новогодний вернисаж», конкурс на лучшее оформление группы к Новому году, дети со своей семьей вырезали снежинки, конкурс рисунков «Что такое Доброта?», конкурс новогодних поделок. Родители получили огромное удовольствие от Новогоднего утренника. |
Январь | Родители активно принимают участие в Неделе здоровья, выпускают стенгазету «Наша спортивная семья». Участвовали в городском конкурсе-фестивале, посвященным якутским поэтам-фронтовикам к 75летию победе в ВОВ. |
Февраль | В праздник «День защитника Отечества» организовали смотр песни и строя, все дети были в единой военной форме. Выставка поделок и рисунков. Активно участвовали в окружном конкурсе «Куклы мира», «Много хороших профессий и разных», турнир по ДИП «Сонор»-ЖИПТО, «Поэзия романтизма», «Два голоса», «АРТ-пластилин». |
Март | К Международному женскому дню фотовыставка «Наши мамы всех милей и краше!», выставка «Портреты любимых мамочек», «Мамы-рукодельницы». |
Апрель | При поддержке родителей организовали «Огород на подоконнике» |
Май | Проведена работа с родителями подготовка к выпускному балу дистанционно. Итог, вместе с музыкальным руководителем показали дистанционно презентацию. Проводим тематические занятия к 1мая, ко Дню Победы 9 мая, проводим конкурс чтецов. Родители вместе с детьми готовят доклады о ветеранах ВОВ. |
В течение года проводились родительские собрания по следующим темам: «Безопасность детей …», «Возрастные особенности детей 6-7 лет», «Развитие творческих способностей у детей, подготовка к школе», «Что мы знаем, чему научились?».Родители активно принимали участие во внутригрупповом анкетировании на тему: «Какой вы родитель», внутри с садовском анкетирование.
За весь год родители добросовестно и творчески отнеслись ко всем конкурсам и мероприятиям, все работы были интересные, красочные, с творческим подходом.Постоянно следили за своевременной оплатой за детский сад.
Работая с родителями, повышали педагогическую грамотность родителей по вопросам формирования интеллектуальной готовности детей к школе. Знакомили с диагностическими материалами, выявляли трудности детей.
Родителям даны индивидуальные рекомендации для закрепления приобретенных умений дома. Таким образом, содействовали осознанию родителями необходимости формирования у детей готовности к школе.
С помощью инициативной группы родителей была улучшена предметно-развивающая среда группы. Оформили учебную зону в группе, пополнили игровые уголки, приобрели учебные пособия и дидактический материал.
Таким образом, проведена большая, плодотворная работа с родителями.Родители благодаря взаимодействию с воспитателями и участию в жизни детского сада, приобретают опыт сотрудничества, как со своим ребенком, так и с коллективом детского сада.
Результативность (качественная) участие родителей в конкурсах.
Воспитанники и родители | Смотр – конкурс уголков среди групп ДОУ по безопасности дорожного движения «Лучший уголок по ПДД» | Сертификат |
Ансамбль «Солнышко» | IV Республиканский межэтнический фестиваль «Калейдоскоп культур» | Диплом участника |
Осипова Амелия Булатова Айыллаана Никитенко Полина Воспитанники и родители | Конкурс «Разноцветные букеты» (Д/с) | Диплом I степ.Диплом II степ.Диплом III степ. |
Демидов Миша | Окружной Творческий семейный Конкурс Декоративно-Прикладного Искусства «Книга своими руками» | Диплом I место |
Никитенко Полина (Семья Никитенко) Васильева Кунчээнэ(Семья Васильевых) | Конкурс поделок «Зимний сказочный домик» Д/с. | Диплом
Грамота I место |
Васильева Кунчээнэ Никитенко Полина | Выставка детско-родительского творчества «От сердца к сердцу» Д/с. | Сертификат |
Вокальный ансамбль «Конфетти» Дойдукова Диана Кычкина Андриана Никитенко Полина Васильев Ариан Осипова Амелия | Республиканский конкурс фестиваль «Зима начинается с Якутии» | Диплом |
Вокальный ансамбль «Конфетти» Дойдукова Диана Кычкина Андриана Никитенко Полина Васильев Ариан Осипова Амелия Булатова Айыллаана Черкасова Юлия | Республиканский фестиваль национальных культур «Единение» | Диплом |
Семья Черкасовых Семья Афанасьевых Семья Абрамовых Семья Алексеевых Семья Кларовых Семья Алексеевых | Конкурс ЛЭПБУКОВ - «Профессии» Д.с.Смотр-конкурс «Много профессий» Строительный округ | Диплом участника
Диплом |
Семья Васильевых Семья Рожиных Семья Алексеевых Семья Абрамовы | Конкурс «Куклы мира»МДОУ «Детский сад №79 «Лучик» городского округа «город Якутск»Смотр-конкурс «Куклы мира» среди ДОО Строительного округа Строительный образовательный округ МБДОУ ЦРР Д/с №15 «Северные звездочки» городского округа «город Якутск» | Диплом
Сертификат |
Афанасьев Гриша | -5й-открытый семейный вокальный конкурс «Два голоса» | Диплом III место |