Создать сайт на a5.ru
Более 400 шаблонов
Простой редактор
Приступить к созданию

 

Кружковая работа

Пояснительная записка

 

          Развитие мелкой моторики в дошкольном детстве имеет большое значение для полноценного развития всех сфер деятельности (развитие центральной нервной системы, речевое развитие, формирование графических навыков и др.). Ёще в середине прошлого века было установлено, что, например, уровень развития речи прямо зависит от уровня сформированности тонких движений пальцев рук. Если развитие движений соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движение пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие.

          Существует множество приемов и средств по развитию мелкой моторики рук. Среди них можно выделить пальчиковые игры и нетрадиционные техники рисования. Пальчиковые игры обладают мощным развивающим потенциалом в развитии мелкой моторики пальцев рук в дошкольном возрасте. Они способствуют развитию точности, ловкости пальцев и кистей рук. Пальчиковые игры вырабатывают зрительно-моторную координацию, учат управлять своими руками. И самое главное они способствуют развитию речи.

      Пальчиковая гимнастика – это инсценировка, каких – либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. В ходе «пальчиковых гимнастик» ребенок, повторяя движения взрослых, достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи, но и подготавливает ребенка к рисованию, письму.

    Пальчиковые игры очень эмоциональны, увлекательны. Благодаря таким играм ребенок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослыми и ребенком. «Пальчиковые игры» как бы отражают реальность окружающего мира – предметы, животные, люди, их деятельность, явления природы. В ходе «пальчиковых игр» дети, повторяя движения взрослых, активируют моторику рук. Дошкольник учится понимать смысл услышанного и улавливать ритм речи. Развитие движений пальцев подготовит почву для последующего формирования познавательной сферы ребенка.Кроме того, пальчиковые игры являются одним из этапов занятий рисования нетрадиционными техниками. Рисуя, ребенок формирует и развивает у себя определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки.

        Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей.На занятиях кружка дети открывают для себя мир пальчиковых игр и нетрадиционного рисования. Работа проводится постепенно, по принципу «От простого к сложному». В соответствии с возрастными особенностями детей, мы составили планирование по возрасту для старшей и подготовительной группы дошкольников.

        Деятельность кружка «Разговорчивые пальчики» направлено на развитие речи.

 

 

 

Содержание программы

       Особенность программы: пальчиковые игры с речевыми сопровождениями мотивирует и способствует стимуляции интереса детей, активности и развитие речи.

             Цель: Развитие речи и мелкой моторики детей дошкольного возраста.

            Задачи: Оптимизировать условия для развития речи и мелкой моторики детей, соответствующие возрасту, по потребности их интересов;Развивать мелкую моторику;Обогащать и активизировать словарь детей;Формировать умение отчетливо произносить слова;Развивать диалогическую речь;Вовлекать родителей в партнерские взаимоотношения по развитию речи и мелкой моторики детей через пальчиковые игры и упражнения.

             Основные принципы построения программы:

  • Доступность
  • Последовательность
  • Комплексность
  • Принцип индивидуально – дифференцированного подхода

             Формы работы:

- Пальчиковые игры;

- Игры с предметами и материалами;

- Массаж рук;

- Нетрадиционные техники продуктивной деятельности.

   Средства развития речевых способностей:

  • Палочки разноцветные (счетные);
  • Спичка (палочки спичечные);
  • Бумага.

            Ожидаемые результаты:

- Развитие речи, мелкой моторики и координации пальцев рук до уровня, соответствующего данному возрасту;

- Овладение приемами работы с разными материалами.

          Режим занятий:

Группа детей в количестве 15 детей. Длительность занятия 25 мин. Периодичность проведения – 2 раза в неделю.

          Срок реализации:

С октября по май 2020-2021, 2021-2022 учебного года.Тематическое планирование занятий рассматривается только как рекомендации. Педагог сам констатирует своё занятие, исходя из индивидуальных возможностей и способностей детей.

 

Методическое обеспечение

 

Старшая возрастная группа:

Пальчиковые игры.

Упражнения для массажа (или самомассажа);

Упражнения, развивающие координацию движений пальцев рук с речевыми сопровождениями;

Упражнения, развивающие взаимодействие между полушариями мозга.

Нетрадиционные техники: Рисование пальчиками.

Нетрадиционные техники рисования

Рисование пальчиками Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.

Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

Рисование ладошкой Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт.

Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки (с 5ти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

Материал:

– акварельные краски, гуашь; тушь

– стаканы для воды;

– подставки под кисти;

– кисти.

Ожидаемые результаты реализации программы:

Реализация данной программы:

Пальчиковые игры.

Движения пальцев рук достигают достаточной точности;Формирование речи совершается под влиянием импульсов, идущих от рук;Систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга.

Нетрадиционные техники рисования.

Дает возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира;

Формирует эмоционально – положительное отношение к самому процессу рисования;

Способствует более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие, познавательных способностей;

Дает возможность для организации тематических выставок детских работ в ДОУ, для участия в выставках и конкурсах городского и республиканского уровня.

 

Тематический план программных мероприятий

старшей группы

 

Тема занятийСрокиПрограммное содержание
1

П/и. «Ладонь - кулак»

«Ладошки и пальчики»

П/и.«Прокати карандаш»

«Веточка рябины»

П/и. «Дождик»

«Дождик»

П/и. Массаж пальцев с карандашами

«Листопад»

ОктябрьОзнакомительная работаУмение воспроизводить движения в соответствии текстом, развитие мелкой моторики.Знакомство с цветом, формой, положением в пространстве.Развивать мелкую моторику пальцев.Знакомство с техникой рисования: «рисование пальчиками(рисовать кончиком пальца)
2

П/и«Моя семья»

«Моя семья»

П/и.«Первые снежинки»

П/и. «Шарик» «Неваляшка»

П/и. Игра с карандашом «Ловишки» «Узор»

НоябрьЗнакомство с техникой рисование кончиком пальца и ладонью.Умение воспроизводить движения в соответствии текстом, произносить звуки отчетливо.Развивать мелкую моторику пальцев.
3

П/и. «Зайка и ушки»

«Зайчик

П/и. Массаж пальцев с карандашами

«Ночное небо»

П/и. «Снеговик» (с речевыми сопровождениями).

«Снеговик»

П/и. «Елка»

«Украсим Елочку».

Коллективная работа

ДекабрьРазвивать мелкую моторику пальцев.Закрепление способов работы в технике «рисование пальчиком»Умение воспроизводить движения в соответствии текстом, развивать умения придавливать поочередно всеми пальцами.
4

П/и. Упражнение с мячиком (разминочное упражнение).

«Снег идет»

Игра с карандашом.

«Морозные узоры»

П/и. «Пять малышей»

«Зимняя сказка»

ЯнварьЗнакомство с техникой рисования ватными палочками,закрепление навыков рисования кончиком пальцаУмение воспроизводить движения в соответствии текстом, произносить звуки отчетливо.
5

П/и. «Детки»«Валентинка»

П/и. «Встали пальчики»

«Варежка»

П/и. «Пальчики здороваются»

«Волшебные ладошки»

П/и.»Салютик»

«Салют» - подарок для папы

ФевральЗакрепление техники рисования ватными палочками,закрепление навыков рисования кончиком пальцаУчить обводить контуры ладони и дорисовывать ихдо определенного образа.Развивать координацию движений пальцев и кистей рук.умение соединить одноименных пальцев, начиная с мизинцев, развитие мелкой моторики пальцев.Умение воспроизводить движения в соответствии текстом, произносить звуки отчетливо.
6

П/и. «Упражнение с мячиком»

«Бусы для любимой мамы»

П/и. «Мамочка»

«Подарок маме»

Массаж пальцев с карандашами

«Веточка мимозы»

П/и. «Солнышко»

«Весенний натюрморт»

МартЗакрепление цвета, формы, технику рисования кончиком пальцаУмение воспроизводить движения в соответствии текстом, развитие мелкой моторики.Умение воспроизводить движения в соответствии текстом, произносить звуки отчетливо.
7

П/и.»Бабочка»

«Пушистые одуванчики»,

П/и.»Дождик»

«Весенний дождь»

П/и. «Рыбка»

«Осьминожки»

П/и. «Курочка»

«Петушок»

Апрельзакрепление навыков рисования кончиком пальцаТехника рисования - обводить контуры ладони и дорисовыватьих до определенного образа.Умение воспроизводить движения в соответствии текстом, развивать мелкую моторику пальцев, произносить слова и звуки отчетливо.Развивать координацию движений пальцев и кистей рук.
8

П/и. «Деревья»

«Деревья»

П/и. «Дождик»

«Разноцветный дождь»

П/и. «Ежик»

«Ежик»

П/и. «Бабочка»«Вот и лето пришло»

МайТехника рисования - обводить контуры ладони и дорисовыватьих до определенного образа.Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментированиис разными цветами для создания образа тучи и разноцветного дождя,используя технику «рисование пальчиком»Умение воспроизводить движения в соответствии текстом, произносить слова и звуки отчетливо, развивать общую моторику

 

Перспективный план занятий

Подготовительной группы

 

1

- Пальчиковая игра – соединение одноименных пальцев.

- Пальчиковая игра «Пианист».-

 

Пальчиковая игра «Пальчики кивают».

- Пальчиковая игра «Котята».

«Пестрые кошки» (рисование ватными палочками)

СентябрьУмение соединить одноименных пальцев, начиная с мизинцев, развитие мелкой моторики пальцев.Умение опускать пальцы на стол по порядку – от мизинца к большому, развитие мелкой моторики пальцев.Закреплять умение передавать колорит дымковских узоров. Учить комбинировать различные, освоенные ранее, элементы в новых сочетаниях. Развивать чувство композиции, цветовое восприятие.
2

- Пальчиковая гимнастика

«Апельсин».

Пальчиковая игра «Слива» (с речевыми сопровождениями).

«Фруктовая мозаика» (восковые мелки, акварель)

ОктябрьУмение воспроизводить движения в соответствии текстом, произносить звуки отчетливо.Продолжать учить составлять натюрморт из фруктов, определять форму, величину, цвет и расположение различных частей, отображать эти признаки в рисунке. Упражнять в аккуратном закрашивании изображений фруктов восковыми мелками, создании созвучного тона с помощью акварели.
3

- Пальчиковая игра «Рыбка», игра со спичками

- Пальчиковая игра «Рыбки» (с речевыми сопровождениями).

«В подводном мире» (рисование ладошкой, воском, мелками и акварелью)

ОктябрьУмение воспроизводить движения в соответствии текстом, произносить звуки отчетливо.Совершенствовать умение в нетрадиционной изобразительной технике (восковые мелки + акварель, отпечатки ладоней). Учить превращать отпечатки ладоней в рыб и медуз, рисовать различные водоросли. Развивать воображение, чувство композиции.
4

- Пальчиковая игра «Дерево»

- Пальчиковая игра «Лес»

«Последний лист»

НоябрьУмение воспроизводить движения в соответствии текстом, развивать мелкую моторику пальцев, произносить слова и звуки отчетливо.Развивать координацию движений пальцев и кистей рук.Совершенствовать практические навыки работы в технике «печатания листьями. Развивать цветовосприятие, чувство композиции.
5

- Пальчиковая игра «Маленький кролик»

- Пальчиковая игра «Улей»

«Сегодня мы волшебники»

НоябрьРазвивать координацию движений пальцев и кистей рук.Совершенствовать навыки работы в технике «кляксография». Развивать воображение, эстетический вкус.
6

- Пальчиковая игра «Колодец», игра со спичками- Пальчиковая игра «Дружба»

«Вологодские кружева»

ДекабрьРазвивать координацию движений пальцев и кистей рук.Учить, с помощью окрашенных ниток создавать узор на силуэтах (кокошники, платки, воротники)
7

- Пальчиковая игра «Снеговик» (с речевыми сопровождениями).

- Пальчиковая игра «Фонарь».

«Дворец Снегурочки»

ДекабрьУмение воспроизводить движения в соответствии текстом, произносить звуки отчетливо.Закреплять навыки нетрадиционной изобразительной техники граттаж.
8

- Пальчиковая игра «Елочка» игра со счетными палочками

- Пальчиковая игра «Звездочка» игра со спичками

«Рождественская ночь»

ЯнварьРазвивать координацию движений пальцев и кистей рук.Учить создавать зимний пейзаж, используя смешение красок, набрызг и печать по трафарету. Развивать цветовосприятие. Упражнять в рисовании с помощью данных техник.
9

- Игры со счетными палочками «Ежик».

«Жираф»

«Близнецы»

ФевральРазвивать координацию движений пальцев и кистей рук.Закрепить технику «монотипия», вызвать радостное настроение
10

- Пальчиковая игра «Пароход» игра со счетными палочками

- Пальчиковая игра «Танк» игра со спичками

«Поздравление для папы»

ФевральРазвивать координацию движений пальцев и кистей рук.Закреплять умение составлять сюжет по заданной теме, используя различные техники (коллаж, набрызг, рельефный рисунок и др.)
11

- «Цветочек для мамы» игра со спичечными палочками

- Пальчиковая гимнастика «Птичка»

«Птицы волшебного сада»

МартРазвивать координацию движений пальцев и кистей рук.Продолжать закреплять знания детей о дымковской росписи. Развивать цветовое восприятие, чувство ритма.
12

- Пальчиковая игра «Домик»

- Игра с карандашом «Поймай»

«Натюрморт»

МартЗакреплять умение составлять натюрморт, анализировать его составляющие и их расположение. Упражнять в рисовании ватными палочками, печаткой. Развивать чувство композиции.
13

- Игра со спичками «Ракета»

- Графические упражнения «Дорога»

«Космические дали»

АпрельРазвивать координацию движений пальцев и кистей рук.Учить создавать образ звездного неба, используя смешение красок, набрызг и печать по трафарету. Развивать цветовосприятие. Упражнять в рисовании с помощью данных техник.
14

- Игра со спичками «Геометрические фигуры»

- Пальчиковая игра «Кто как» (с речевыми сопровождениями).

«Вишня в цвету»

АпрельУмение воспроизводить движения в соответствии текстом, произносить звуки отчетливо.Закреплять умение продумывать расположение рисунка на листе. Совершенствовать умение использовать способ рисования тычком для повышения выразительности рисунка.
15

- Пальчиковая гимнастика «Филин»

- Графические упражнения «Лабиринт»

«Лето, здравствуй»

МайРазвивать координацию движений пальцев и кистей рук.Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. Закреплять умение выбирать самостоятельно технику и тему.

 

  Литература:

 

1. Галанов А.С., Корнилова С.Н., Куликова С.Л.. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству. – М:ТЦ «Сфера», 2000. – 80с.

2. Колль М.-Э. Дошкольное творчество, пер. с англ. Бакушева Е.А. – Мн: ООО «Попурри», 2005. – 256с.

3. Фатеева А.А. Рисуем без кисточки. – Ярославль: Академия развития, 2006. – 96с.

4. Колль, Мери Энн Ф. Рисование красками. – М: АСТ: Астрель, 2005. – 63с.

5. Колль, Мери Энн Ф. Рисование. – М: ООО Издательство «АСТ»: Издательство «Астрель», 2005. – 63с.

6. Фиона Уотт. Я умею рисовать. – М: ООО Издательство «РОСМЭН – ПРЕСС», 2003.– 96с.

7. Коллективное творчество дошкольников: конспекты занятий./Под ред. Грибовской А.А.– М: ТЦ «Сфера», 2005. – 192с.

8. Соломенникова О.А. Радость творчества. Развитие художественного творчества детей 5-7 лет. – Москва, 2001.

9. Доронова Т.Н. Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников: методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. – М. Просвещение, 2006. – 192с.

10. Казанова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – М: ТЦ «Сфера», 2004 – 128с.

11. Алексеевская Н.А. Карандашик озорной. – М: «Лист», 1998. – 144с.

12.Урунтаева Г.А. «Диагностика психологических особенностей дошкольника» - М.: ACADEMIA, - 1999. – 96с.

13. 150 развивающих игр. Умные пальчики/ Сост. В. Г. Дмитриева. – М.: АСТ; CG./^ Сова, 2008. – 96с.

14. Пальчиковые игры и упражнения для детей 2 – 7 лет/ сост. Т. В. Калинина и др. – Изд. 2-е. Волгоград: Учитель, 2014. – 151с.

15. Узорова О.В. Пальчиковая гимнастика. – М.: АСТ: Астрель: Владимир: ВКТ, 2010. – 127с.

16. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников: Пособие для родителей и педагогов/ А. Е. Белая, В. И. Мирясова. – М.: ООО «Издательство Астрель», 2003. – 46с.

17. Вот так пальчики шагают. Пальчиковые игры/ Т. Ю. Бардышева, Т. Н. Щербакова. – М: ООО «Карапуз - Дидактика», 2006. – 64с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самоотчет кружка

«Разговорчивые пальчики»

 

Основная цель: Стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук.

Этапы работы:

1 этап

Изучила научной и учебно – методической, психолога – педагогической литературы, с вопросом, по изучаемой проблеме. Подобрала литературу и методики для детей данного возраста.

2 этап

Полученные знания использовала на практике. Составила и провела систему пальчиковых игр.

3 этап

Отчет, консультации для родителей.

Трудности:

Развитие речи – неправильное произношение звуков, замена звуков;

Развитие моторики – слабое развитие мелкой моторики пальцев;

Изобразительная деятельность – творческие способности.

Режим занятий:

Группа детей в количестве 15 детей. Длительность занятия 25 мин. Периодичность проведения – 2 раза в неделю.

Игры занятия начинаются с тренировки пальцев: сюда входит массаж кисти рук и каждого пальчика, и каждой его фаланги. Проводили разминание и поглаживание ежедневно в течение 2-3 минут.

 

Заключение:

          В начале трудности были при общении, в основном дети были неорганизованные (домашние) поэтому не охотно шли в контакт с взрослыми и детьми. У детей были дефекты речи и трудности мелкой моторики (например: не правильное произношение звуков, замена звуков…). Постепенно стали выполнять задания индивидуально, а дальше стали участвовать в коллективных играх. Во время игр – занятий участвовали положительно эмоциональным настроем, старались самостоятельно выполнять образы. Чтобы были, более активными привлекали в мероприятии, давали читать стихи, хоть и маленькие давали роль в утренниках. И это положительно сыграла роль в развитии и общении детей.

          К концу учебного года, у детей улучшилась у большинства детей произношение звуков, и замена звуков, стали четко произносить звуки, техника работы мелкой моторики и познавательная и творческая способность.На следующий год, усложнить задания по индивидуальным и возрастным особенностям детей.

       Вывод: Исходя, из проведенной работы пришли к выводу, играя в различные пальчиковые игры, дети развиваются всесторонне, получают больше положительных эмоций, радуются от процесса работы, от полученных результатов.

 


© ООО«Компания». 2017 г.
Все права защищены.