ВоспитательВинокурова Любовь Даниловна
Детский сад №49 "Лучик" г. Якутск
Кружковая работа
Пояснительная записка
Развитие мелкой моторики в дошкольном детстве имеет большое значение для полноценного развития всех сфер деятельности (развитие центральной нервной системы, речевое развитие, формирование графических навыков и др.). Ёще в середине прошлого века было установлено, что, например, уровень развития речи прямо зависит от уровня сформированности тонких движений пальцев рук. Если развитие движений соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движение пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие.
Существует множество приемов и средств по развитию мелкой моторики рук. Среди них можно выделить пальчиковые игры и нетрадиционные техники рисования. Пальчиковые игры обладают мощным развивающим потенциалом в развитии мелкой моторики пальцев рук в дошкольном возрасте. Они способствуют развитию точности, ловкости пальцев и кистей рук. Пальчиковые игры вырабатывают зрительно-моторную координацию, учат управлять своими руками. И самое главное они способствуют развитию речи.
Пальчиковая гимнастика – это инсценировка, каких – либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. В ходе «пальчиковых гимнастик» ребенок, повторяя движения взрослых, достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи, но и подготавливает ребенка к рисованию, письму.
Пальчиковые игры очень эмоциональны, увлекательны. Благодаря таким играм ребенок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослыми и ребенком. «Пальчиковые игры» как бы отражают реальность окружающего мира – предметы, животные, люди, их деятельность, явления природы. В ходе «пальчиковых игр» дети, повторяя движения взрослых, активируют моторику рук. Дошкольник учится понимать смысл услышанного и улавливать ритм речи. Развитие движений пальцев подготовит почву для последующего формирования познавательной сферы ребенка.Кроме того, пальчиковые игры являются одним из этапов занятий рисования нетрадиционными техниками. Рисуя, ребенок формирует и развивает у себя определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки.
Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей.На занятиях кружка дети открывают для себя мир пальчиковых игр и нетрадиционного рисования. Работа проводится постепенно, по принципу «От простого к сложному». В соответствии с возрастными особенностями детей, мы составили планирование по возрасту для старшей и подготовительной группы дошкольников.
Деятельность кружка «Разговорчивые пальчики» направлено на развитие речи.
Содержание программы
Особенность программы: пальчиковые игры с речевыми сопровождениями мотивирует и способствует стимуляции интереса детей, активности и развитие речи.
Цель: Развитие речи и мелкой моторики детей дошкольного возраста.
Задачи: Оптимизировать условия для развития речи и мелкой моторики детей, соответствующие возрасту, по потребности их интересов;Развивать мелкую моторику;Обогащать и активизировать словарь детей;Формировать умение отчетливо произносить слова;Развивать диалогическую речь;Вовлекать родителей в партнерские взаимоотношения по развитию речи и мелкой моторики детей через пальчиковые игры и упражнения.
Основные принципы построения программы:
Формы работы:
- Пальчиковые игры;
- Игры с предметами и материалами;
- Массаж рук;
- Нетрадиционные техники продуктивной деятельности.
Средства развития речевых способностей:
Ожидаемые результаты:
- Развитие речи, мелкой моторики и координации пальцев рук до уровня, соответствующего данному возрасту;
- Овладение приемами работы с разными материалами.
Режим занятий:
Группа детей в количестве 15 детей. Длительность занятия 25 мин. Периодичность проведения – 2 раза в неделю.
Срок реализации:
С октября по май 2020-2021, 2021-2022 учебного года.Тематическое планирование занятий рассматривается только как рекомендации. Педагог сам констатирует своё занятие, исходя из индивидуальных возможностей и способностей детей.
Методическое обеспечение
Старшая возрастная группа:
Пальчиковые игры.
Упражнения для массажа (или самомассажа);
Упражнения, развивающие координацию движений пальцев рук с речевыми сопровождениями;
Упражнения, развивающие взаимодействие между полушариями мозга.
Нетрадиционные техники: Рисование пальчиками.
Нетрадиционные техники рисования
Рисование пальчиками Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.
Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки.
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
Рисование ладошкой Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт.
Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки.
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки (с 5ти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
Материал:
– акварельные краски, гуашь; тушь
– стаканы для воды;
– подставки под кисти;
– кисти.
Ожидаемые результаты реализации программы:
Реализация данной программы:
Пальчиковые игры.
Движения пальцев рук достигают достаточной точности;Формирование речи совершается под влиянием импульсов, идущих от рук;Систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга.
Нетрадиционные техники рисования.
Дает возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира;
Формирует эмоционально – положительное отношение к самому процессу рисования;
Способствует более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие, познавательных способностей;
Дает возможность для организации тематических выставок детских работ в ДОУ, для участия в выставках и конкурсах городского и республиканского уровня.
Тематический план программных мероприятий
старшей группы
№ | Тема занятий | Сроки | Программное содержание |
1 | П/и. «Ладонь - кулак» «Ладошки и пальчики» П/и.«Прокати карандаш» «Веточка рябины» П/и. «Дождик» «Дождик» П/и. Массаж пальцев с карандашами «Листопад» | Октябрь | Ознакомительная работаУмение воспроизводить движения в соответствии текстом, развитие мелкой моторики.Знакомство с цветом, формой, положением в пространстве.Развивать мелкую моторику пальцев.Знакомство с техникой рисования: «рисование пальчиками(рисовать кончиком пальца) |
2 | П/и«Моя семья» «Моя семья» П/и.«Первые снежинки» П/и. «Шарик» «Неваляшка» П/и. Игра с карандашом «Ловишки» «Узор» | Ноябрь | Знакомство с техникой рисование кончиком пальца и ладонью.Умение воспроизводить движения в соответствии текстом, произносить звуки отчетливо.Развивать мелкую моторику пальцев. |
3 | П/и. «Зайка и ушки» «Зайчик П/и. Массаж пальцев с карандашами «Ночное небо» П/и. «Снеговик» (с речевыми сопровождениями). «Снеговик» П/и. «Елка» «Украсим Елочку». Коллективная работа | Декабрь | Развивать мелкую моторику пальцев.Закрепление способов работы в технике «рисование пальчиком»Умение воспроизводить движения в соответствии текстом, развивать умения придавливать поочередно всеми пальцами. |
4 | П/и. Упражнение с мячиком (разминочное упражнение). «Снег идет» Игра с карандашом. «Морозные узоры» П/и. «Пять малышей» «Зимняя сказка» | Январь | Знакомство с техникой рисования ватными палочками,закрепление навыков рисования кончиком пальцаУмение воспроизводить движения в соответствии текстом, произносить звуки отчетливо. |
5 | П/и. «Детки»«Валентинка» П/и. «Встали пальчики» «Варежка» П/и. «Пальчики здороваются» «Волшебные ладошки» П/и.»Салютик» «Салют» - подарок для папы | Февраль | Закрепление техники рисования ватными палочками,закрепление навыков рисования кончиком пальцаУчить обводить контуры ладони и дорисовывать ихдо определенного образа.Развивать координацию движений пальцев и кистей рук.умение соединить одноименных пальцев, начиная с мизинцев, развитие мелкой моторики пальцев.Умение воспроизводить движения в соответствии текстом, произносить звуки отчетливо. |
6 | П/и. «Упражнение с мячиком» «Бусы для любимой мамы» П/и. «Мамочка» «Подарок маме» Массаж пальцев с карандашами «Веточка мимозы» П/и. «Солнышко» «Весенний натюрморт» | Март | Закрепление цвета, формы, технику рисования кончиком пальцаУмение воспроизводить движения в соответствии текстом, развитие мелкой моторики.Умение воспроизводить движения в соответствии текстом, произносить звуки отчетливо. |
7 | П/и.»Бабочка» «Пушистые одуванчики», П/и.»Дождик» «Весенний дождь» П/и. «Рыбка» «Осьминожки» П/и. «Курочка» «Петушок» | Апрель | закрепление навыков рисования кончиком пальцаТехника рисования - обводить контуры ладони и дорисовыватьих до определенного образа.Умение воспроизводить движения в соответствии текстом, развивать мелкую моторику пальцев, произносить слова и звуки отчетливо.Развивать координацию движений пальцев и кистей рук. |
8 | П/и. «Деревья» «Деревья» П/и. «Дождик» «Разноцветный дождь» П/и. «Ежик» «Ежик» П/и. «Бабочка»«Вот и лето пришло» | Май | Техника рисования - обводить контуры ладони и дорисовыватьих до определенного образа.Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментированиис разными цветами для создания образа тучи и разноцветного дождя,используя технику «рисование пальчиком»Умение воспроизводить движения в соответствии текстом, произносить слова и звуки отчетливо, развивать общую моторику |
Перспективный план занятий
Подготовительной группы
1 | - Пальчиковая игра – соединение одноименных пальцев. - Пальчиковая игра «Пианист».-
Пальчиковая игра «Пальчики кивают». - Пальчиковая игра «Котята». «Пестрые кошки» (рисование ватными палочками) | Сентябрь | Умение соединить одноименных пальцев, начиная с мизинцев, развитие мелкой моторики пальцев.Умение опускать пальцы на стол по порядку – от мизинца к большому, развитие мелкой моторики пальцев.Закреплять умение передавать колорит дымковских узоров. Учить комбинировать различные, освоенные ранее, элементы в новых сочетаниях. Развивать чувство композиции, цветовое восприятие. |
2 | - Пальчиковая гимнастика «Апельсин». Пальчиковая игра «Слива» (с речевыми сопровождениями). «Фруктовая мозаика» (восковые мелки, акварель) | Октябрь | Умение воспроизводить движения в соответствии текстом, произносить звуки отчетливо.Продолжать учить составлять натюрморт из фруктов, определять форму, величину, цвет и расположение различных частей, отображать эти признаки в рисунке. Упражнять в аккуратном закрашивании изображений фруктов восковыми мелками, создании созвучного тона с помощью акварели. |
3 | - Пальчиковая игра «Рыбка», игра со спичками - Пальчиковая игра «Рыбки» (с речевыми сопровождениями). «В подводном мире» (рисование ладошкой, воском, мелками и акварелью) | Октябрь | Умение воспроизводить движения в соответствии текстом, произносить звуки отчетливо.Совершенствовать умение в нетрадиционной изобразительной технике (восковые мелки + акварель, отпечатки ладоней). Учить превращать отпечатки ладоней в рыб и медуз, рисовать различные водоросли. Развивать воображение, чувство композиции. |
4 | - Пальчиковая игра «Дерево» - Пальчиковая игра «Лес» «Последний лист» | Ноябрь | Умение воспроизводить движения в соответствии текстом, развивать мелкую моторику пальцев, произносить слова и звуки отчетливо.Развивать координацию движений пальцев и кистей рук.Совершенствовать практические навыки работы в технике «печатания листьями. Развивать цветовосприятие, чувство композиции. |
5 | - Пальчиковая игра «Маленький кролик» - Пальчиковая игра «Улей» «Сегодня мы волшебники» | Ноябрь | Развивать координацию движений пальцев и кистей рук.Совершенствовать навыки работы в технике «кляксография». Развивать воображение, эстетический вкус. |
6 | - Пальчиковая игра «Колодец», игра со спичками- Пальчиковая игра «Дружба» «Вологодские кружева» | Декабрь | Развивать координацию движений пальцев и кистей рук.Учить, с помощью окрашенных ниток создавать узор на силуэтах (кокошники, платки, воротники) |
7 | - Пальчиковая игра «Снеговик» (с речевыми сопровождениями). - Пальчиковая игра «Фонарь». «Дворец Снегурочки» | Декабрь | Умение воспроизводить движения в соответствии текстом, произносить звуки отчетливо.Закреплять навыки нетрадиционной изобразительной техники граттаж. |
8 | - Пальчиковая игра «Елочка» игра со счетными палочками - Пальчиковая игра «Звездочка» игра со спичками «Рождественская ночь» | Январь | Развивать координацию движений пальцев и кистей рук.Учить создавать зимний пейзаж, используя смешение красок, набрызг и печать по трафарету. Развивать цветовосприятие. Упражнять в рисовании с помощью данных техник. |
9 | - Игры со счетными палочками «Ежик». «Жираф» «Близнецы» | Февраль | Развивать координацию движений пальцев и кистей рук.Закрепить технику «монотипия», вызвать радостное настроение |
10 | - Пальчиковая игра «Пароход» игра со счетными палочками - Пальчиковая игра «Танк» игра со спичками «Поздравление для папы» | Февраль | Развивать координацию движений пальцев и кистей рук.Закреплять умение составлять сюжет по заданной теме, используя различные техники (коллаж, набрызг, рельефный рисунок и др.) |
11 | - «Цветочек для мамы» игра со спичечными палочками - Пальчиковая гимнастика «Птичка» «Птицы волшебного сада» | Март | Развивать координацию движений пальцев и кистей рук.Продолжать закреплять знания детей о дымковской росписи. Развивать цветовое восприятие, чувство ритма. |
12 | - Пальчиковая игра «Домик» - Игра с карандашом «Поймай» «Натюрморт» | Март | Закреплять умение составлять натюрморт, анализировать его составляющие и их расположение. Упражнять в рисовании ватными палочками, печаткой. Развивать чувство композиции. |
13 | - Игра со спичками «Ракета» - Графические упражнения «Дорога» «Космические дали» | Апрель | Развивать координацию движений пальцев и кистей рук.Учить создавать образ звездного неба, используя смешение красок, набрызг и печать по трафарету. Развивать цветовосприятие. Упражнять в рисовании с помощью данных техник. |
14 | - Игра со спичками «Геометрические фигуры» - Пальчиковая игра «Кто как» (с речевыми сопровождениями). «Вишня в цвету» | Апрель | Умение воспроизводить движения в соответствии текстом, произносить звуки отчетливо.Закреплять умение продумывать расположение рисунка на листе. Совершенствовать умение использовать способ рисования тычком для повышения выразительности рисунка. |
15 | - Пальчиковая гимнастика «Филин» - Графические упражнения «Лабиринт» «Лето, здравствуй» | Май | Развивать координацию движений пальцев и кистей рук.Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. Закреплять умение выбирать самостоятельно технику и тему. |
Литература:
1. Галанов А.С., Корнилова С.Н., Куликова С.Л.. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству. – М:ТЦ «Сфера», 2000. – 80с.
2. Колль М.-Э. Дошкольное творчество, пер. с англ. Бакушева Е.А. – Мн: ООО «Попурри», 2005. – 256с.
3. Фатеева А.А. Рисуем без кисточки. – Ярославль: Академия развития, 2006. – 96с.
4. Колль, Мери Энн Ф. Рисование красками. – М: АСТ: Астрель, 2005. – 63с.
5. Колль, Мери Энн Ф. Рисование. – М: ООО Издательство «АСТ»: Издательство «Астрель», 2005. – 63с.
6. Фиона Уотт. Я умею рисовать. – М: ООО Издательство «РОСМЭН – ПРЕСС», 2003.– 96с.
7. Коллективное творчество дошкольников: конспекты занятий./Под ред. Грибовской А.А.– М: ТЦ «Сфера», 2005. – 192с.
8. Соломенникова О.А. Радость творчества. Развитие художественного творчества детей 5-7 лет. – Москва, 2001.
9. Доронова Т.Н. Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников: методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. – М. Просвещение, 2006. – 192с.
10. Казанова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – М: ТЦ «Сфера», 2004 – 128с.
11. Алексеевская Н.А. Карандашик озорной. – М: «Лист», 1998. – 144с.
12.Урунтаева Г.А. «Диагностика психологических особенностей дошкольника» - М.: ACADEMIA, - 1999. – 96с.
13. 150 развивающих игр. Умные пальчики/ Сост. В. Г. Дмитриева. – М.: АСТ; CG./^ Сова, 2008. – 96с.
14. Пальчиковые игры и упражнения для детей 2 – 7 лет/ сост. Т. В. Калинина и др. – Изд. 2-е. Волгоград: Учитель, 2014. – 151с.
15. Узорова О.В. Пальчиковая гимнастика. – М.: АСТ: Астрель: Владимир: ВКТ, 2010. – 127с.
16. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников: Пособие для родителей и педагогов/ А. Е. Белая, В. И. Мирясова. – М.: ООО «Издательство Астрель», 2003. – 46с.
17. Вот так пальчики шагают. Пальчиковые игры/ Т. Ю. Бардышева, Т. Н. Щербакова. – М: ООО «Карапуз - Дидактика», 2006. – 64с.
Самоотчет кружка
«Разговорчивые пальчики»
Основная цель: Стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук.
Этапы работы:
1 этап
Изучила научной и учебно – методической, психолога – педагогической литературы, с вопросом, по изучаемой проблеме. Подобрала литературу и методики для детей данного возраста.
2 этап
Полученные знания использовала на практике. Составила и провела систему пальчиковых игр.
3 этап
Отчет, консультации для родителей.
Трудности:
Развитие речи – неправильное произношение звуков, замена звуков;
Развитие моторики – слабое развитие мелкой моторики пальцев;
Изобразительная деятельность – творческие способности.
Режим занятий:
Группа детей в количестве 15 детей. Длительность занятия 25 мин. Периодичность проведения – 2 раза в неделю.
Игры занятия начинаются с тренировки пальцев: сюда входит массаж кисти рук и каждого пальчика, и каждой его фаланги. Проводили разминание и поглаживание ежедневно в течение 2-3 минут.
Заключение:
В начале трудности были при общении, в основном дети были неорганизованные (домашние) поэтому не охотно шли в контакт с взрослыми и детьми. У детей были дефекты речи и трудности мелкой моторики (например: не правильное произношение звуков, замена звуков…). Постепенно стали выполнять задания индивидуально, а дальше стали участвовать в коллективных играх. Во время игр – занятий участвовали положительно эмоциональным настроем, старались самостоятельно выполнять образы. Чтобы были, более активными привлекали в мероприятии, давали читать стихи, хоть и маленькие давали роль в утренниках. И это положительно сыграла роль в развитии и общении детей.
К концу учебного года, у детей улучшилась у большинства детей произношение звуков, и замена звуков, стали четко произносить звуки, техника работы мелкой моторики и познавательная и творческая способность.На следующий год, усложнить задания по индивидуальным и возрастным особенностям детей.
Вывод: Исходя, из проведенной работы пришли к выводу, играя в различные пальчиковые игры, дети развиваются всесторонне, получают больше положительных эмоций, радуются от процесса работы, от полученных результатов.